18 мая 2018      63      0

Эффективные решения и жесткие высказывания: Мединский во главе Минкультуры

Министр культуры РФ Владимир Мединский. Архивное фото

Президент РФ Владимир Путин в пятницу подписал указ о переназначении Владимира Мединского министром культуры. За шесть лет руководства Минкультуры Мединский смог повысить посещаемость театров, музеев, филармоний и кассовые сборы российских фильмов, однако запомнился он не только этим: не обошлось без коррупционных скандалов, а также трений с деятелями культуры, во время которых министр порой позволял себе резкие высказывания.

Владимир Мединский родился в 1970 году в городе Смела Черкасской области в семье офицера советской армии. Детство будущего министра прошло в военных гарнизонах, а в начале 80-х его семья поселилась в Москве. В 1987 году, окончив школу, Мединский поступил в МГИМО на факультет международной журналистики. Он учился на отлично, получал повышенную (ленинскую) стипендию, после окончания института с красным дипломом поступил в аспирантуру. В 1997 году он защитил свою первую кандидатскую диссертацию на тему «Современный этап мирового развития и проблемы формирования внешней политики России».

Рост культуры

После окончания института Владимир Мединский вместе с однокурсниками организовал рекламное агентство "Корпорация «Я», которое быстро стало одним из крупнейших на рынке. В 1998 году Мединский перешел на государственную службу, и в 2012 году был назначен министром культуры РФ.

На своем посту Мединский неоднократно попадал в списки самых упоминаемых в СМИ министров. Часто его называли «эффективным министром» — во время его руководства обрела вес непривычная для творческой сферы аббревиатура KPI (ключевые показатели эффективности).

По статистике министерства культуры РФ, по сравнению с 2012 годом посещение выставок в России увеличилось на 41% — с 87 до 123 миллионов посетителей в год, а доходы возросли за пять лет более чем в два раза — до 10 миллиардов рублей. Именно при Мединском в Третьяковской галерее появились «выставки-блокбастеры», которые были настолько популярны, что посетители готовы были выломать двери в музей, чтобы, например, увидеть полотна Валентина Серова. Посещаемость театров за пять лет также возросла, хотя и скромнее, чем в музеях, — на 14%, до более чем 38 миллионов зрителей.

Главное из искусств

Однако самой любимой сферой для нововведений у Мединского стало российское кино, которое он решил оградить от конкуренции Голливуда.

Так, 2016 год был объявлен в России Годом отечественного кино — режиссерам давали деньги на создание фильмов на безвозмездной основе, в регионах стали оборудовать однозальные кинотеатры, половина сеансов в которых выделялась на российские фильмы, а на телеканалах начались форсированные рекламные компании отечественных кинопроектов. Еще одной инициативой стал перенос дат проката в пользу российскому кино. От этой меры, в частности, пострадал зарубежный «Форсаж-8» и детский фильм «Приключения Паддингтона».

При этом Мединский предложил ввести взнос за право на прокат фильмов в России в размере 5 миллионов рублей. Однако эта инициатива возмутила представителей киноиндустрии, так как тогда «под обстрел» попали бы не только блокбастеры, но и фестивальное, артхаусное кино. Позднее в министерстве культуры уточнили, что было принято решение отказаться от этого нововведения.

В результате отечественные картины действительно стали собирать большую кассу: в 2016 году они заработали рекордные 8 миллиардов рублей, в 2017 году снова побили рекорд, собрав 13 миллиардов, а в 2018 году за три месяца собрали практически столько же, сколько за весь Год кино — почти 8 миллиардов рублей.

Говорит, что думает

Мединский всегда очень твердо отстаивал свои идеи и в пылу дискуссий порой позволял себе резкие высказывания. Например, в 2014 году на встрече с петербургскими читателями в книжном магазине он отметил, что не видит смысла финансировать тех кинематографистов, которые снимают кино "по принципу «Рашка-говняшка».

Лексикон чиновника возмутил пользователей соцсетей, журналистов и парламентариев. За свои слова Мединский извинился, но от смысла высказывания отрекаться не стал. «Я просто говорю то, что думаю. Иногда, наверно, для чиновника – излишне», — признавался позднее министр в одном из интервью.

Также министр запомнился нетерпимостью к тем, кто, так или иначе, посягал на неприкосновенность истории страны. В 2016 году люди, критикующие историю о подвиге 28 панфиловцев, удостоились от Мединского звания «мразей конченых». Под горячую руку попал и директор Госархива России Сергей Мироненко, который в июне 2015 года на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве впервые назвал подвиг 28 панфиловцев мифом. В марте 2016 года он ушел в отставку, сохранив за собой должность научного руководителя учреждения.

«Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего — это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться», — так министр аргументировал свои слова.

Череда скандалов

Во время работы Мединского на посту министра культуры не обошлось и без громких скандалов. В некоторых из них звучало понятие цензуры. Так, в апреле 2015 года прокуратура возбудила административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания» в отношении режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу в Новосибирском театре оперы и балета. В результате Мездрич был уволен со своей должности. При этом министр лично подчеркивал, что за репертуарную политику традиционно отвечает руководство театра.

«Я хочу напомнить, что у нас нет ни цензуры, ни какого-либо порядка „ведомственных“ предпросмотров», — говорил Мединский.

Два года спустя худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил с речью об «агрессивных наездах на художественные высказывания» и «цензуре толпы», вызвав жаркую полемику в среде коллег. Мединский отверг обвинения Райкина и высказал мнение, что за мнимыми спорами о цензуре кроются совершенно другие подводные камни.

Свою позицию министр продолжал отстаивать и в случае с фильмом Алексея Учителя «Матильда», который подвергся нападкам со стороны депутата Госдумы Натальи Поклонской. Мединский призывал не потакать «безответственному кликушеству» и называл попытки запретить фильм «беззаконием и цензурой». При этом случай с фильмом британского режиссера Армандо Ианнуччи, прокатное удостоверение которого было отозвано из-за возмущений общественности неоднозначностью темы, Мединский предпочел не комментировать.

Хищение средств

Несколько серьезных разбирательств в период руководства Мединского было связано с хищением бюджетных средств. В марте 2016 года ФСБ сообщило о возбуждении дела в отношении нескольких руководящих работников Минкультуры и предпринимателей. Их подозревали в хищении бюджетных средств, которые государство выделило на реставрацию объектов культурного наследия, в частности, Новодевичьего монастыря в Москве. Ключевой фигурой в этом деле оказался замминистра Григорий Пирумов, также был арестован глава департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо.

Мединский признался, что все в Минкультуры были шокированы ситуацией – уже на следующий день министерство инициировало проверки тех памятников, где велись реставрационные работы, а некоторое время спустя полностью переорганизовало работу департамента. Министра признали непричастным к делу, но некоторые чиновники считали, что после такого скандала он должен был подать в отставку.

При этом в самом обсуждаемом деле прошлого года – деле «Седьмой студии», фигурантов которого также обвинили в хищении госсредств, — Минкультуры РФ признали потерпевшей стороной. В рамках уголовного дела подано исковое заявление о возмещении вреда в размере более чем 133 миллионов рублей.

Спорная диссертация

Большое внимание на посту министра Мединский уделял отечественной истории. При этом его взгляды на историю неоднократно подвергались критике за ненаучный характер, ошибки и противоречия.

В 1999 году Мединский защитил свою третью диссертацию на тему «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII веков» и стал доктором исторических наук. В 2017 году в научной среде разразился настоящий скандал, связанный с этой работой.

Участник сообщества «Диссернет» филолог Иван Бабицкий публично усомнился в научной ценности труда. Это первый случай, когда диссертацию хотели рассмотреть не на плагиат, а именно на качество проведенной научной работы и обоснованности получения степени. Работу министра рассматривали два диссертационный совета — МГУ и Белгородского университета, оба признали претензии к Мединскому немотивированными. Несмотря на недовольство экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК), президиум ВАК в октябре 2017 все же рекомендовал министерству образования и науки не лишать Мединского степени.

Также до прихода на пост министра Мединский опубликовал серию книг «Мифы о России». По словам автора, его задачей была попытка развенчать негативные мифы о России и предложить новый взгляд на историю российского государства. Мединский также написал приключенческий исторический роман «Стена», по которому Дмитрий Месхиев в 2016 году снял одноименный художественный фильм. Минкультуры в финансировании фильма участие не принимало.

Источник: ria.ru

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
Перевод сайта
Экономический календарь
23.10.2018
1 USD 65.3065 Руб -0.5075
1 EUR 75.3702 Руб +0.0461
1 UAH 2.3249 Руб -0.0098
1 GBP 85.2838 Руб -0.5113
Добавить сайт в закладки

© 2018 Финансы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru