16 апреля 2018      21      0

В России отмечают Красную горку, начинают венчаться и вспоминают Фому

Первое воскресенье после Пасхи имеет сразу три названия: невытравленное из народной памяти за годы атеизма «Красная горка», сугубо церковное «Антипасха», и то, что принято в просторечье, — Фомино воскресенье.

Соразмерно названиям и празднуют в этот весенний ясный день события, казалось бы, между собой малосвязанные: свадьбы, радость о Воскресении Христа и победу веры над приземленным материализмом.

Начнем со свадеб. Молодежь на Красную горку венчается в массовом порядке — причем так было не только во времена оные, нет, традиция цветет и по сей день. Как сообщает пресс-служба управления записи актов гражданского состояния Москвы, более 1,3 тысяч пар планируют пожениться на Красную горку в 2018 году. Еще бы! Считается, что венчание на Красную горку — к счастливой любви и прочной, благополучной семье.

В России отмечают Красную горку, начинают венчаться и вспоминают Фому

Ну а в храмах в этот день вспоминают апостола Фому — одного из двенадцати учеников Господа, которого часто, по незнанию, зовут еще "Фомой неверующим". Об ошибочности этого утверждения чуть позже, а пока расшифрую, что означает третье имя сегодняшнего праздника — "Антипасха". Ничего загадочного тут нет, если знать, что пришедшая к нам из Греции приставка "анти", может употребляться в значении "вместо". То есть название "Антипасха" указывает на то, что этот день "вместо Пасхи". И в этот день вместо Воскресения Христова произошло событие, напоминающее о нем и утверждающее его. А именно явление Воскресшего Христа апостолам. Случившееся напомнило нам о радости Воскресения Христова и обновило для нас эту радость.

В этой связи мы и вспоминаем об апостоле Фоме, усомнившемся в том, что Иисус воскрес. Это сомнение Фомы неудивительно: воспринять великое чудо Воскресения Христова — событие надмирное, превосходящее любой человеческий опыт, было не так-то просто даже для учеников Христа, апостолов. Вот что рассказывает нам Евангелие от Иоанна: "В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из страха перед иудеями, — пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: "Мир вам!" Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа" (Ин.20: 19-20). Для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное после Воскресения тело Господа не подчинялось законам физического мира, и мы можем только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от горя, от трагических событий последних дней земной жизни Иисуса. Представьте, вот они, сметенные Его Крестной смертью, опечаленные и подавленные, видят, как Иисус вдруг появляется в закрытом доме! Естественная реакция — недоумение, недоверие к тому, что зрят глаза. И дело тут не только в учениках. Богословы склонны считать, что преображенное тело Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых, как о "теле духовном". Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, поэтому лучше вернемся назад — к  точному рассказу евангелистов. Итак, ученики Спасителя поражены, "они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, — читаем мы у евангелиста Луки. — Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними" (Лк. 24: 37-43). Скорее всего Господь ел, не потому, что Его тело нуждалось в пище, как это было до смерти и Воскресения, а для того, чтобы убедить Своих учеников, что Он телесен, что Он не дух, Он "ел перед ними".

Апостол Фома — верный и отважный ученик Христа, в это время пребывал где-то в другом месте. Поэтому, когда апостолы рассказали ему о произошедшем, он усомнился и сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко "неверующий", что несправедливо. Фома — один из первых апостолов Иисуса был, как раз, предан и верен Ему — вплоть до смерти. Вспомним евангельский эпизод с воскрешением четырехдневного Лазаря. Иисус собирается идти в дом Марфы и Марии, где заболел и умер Его друг Лазарь, а ученики останавливают Спасителя: "Не ходи, это опасно! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями? А Ты хочешь идти туда?" Ученики боятся за своего Учителя, страшатся и за свою жизнь — это естественно, но Иисус говорит: "Пойдем!", и Фома первый поддерживает Христа, призывая учеников: "Пойдем и мы умрем с ним!" Такова — до смерти! — верность "неверующего" Фомы. То есть речь здесь идет не о неверии, как неверности, а о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, он материалист — ему надо самому осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии.

"Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: "Мир вам!" Затем говорит Фоме: "Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!.." — Иисус будто бы слышал слова Фомы, сказанные им другим апостолам! И дальше Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: "И не буди неверен, но верен" (Ин. 20:27).

Понятие "вера" включает в себя такие качества, как "твердость", "верность", "доверие". "Не будь неверен, но верен!" — призывает Господь. И Фома слышит этот призыв. "Господь мой и Бог мой!" — воскликнул Фома. Фоме уже не нужно осязать раны, ему уже не нужны доказательства. "Ты поверил потому, что Меня увидел, — говорит ему Иисус. — Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20: 28-29).

Поэтому можно с полным правом говорить, что сегодня мы вспоминаем победу веры над приземленным материализмом. Ну а уж где вера, там и верность, и любовь. А значит, соседство церковного праздника, посвященного вере и верности, со свадьбами и Таинством Венчания неслучайно. Но Красную горку испокон веков было принято устраивать гуляния парней и девушек. Закончилась Светлая неделя, самая торжественная часть празднования Светлого Воскресения Христова, но сам праздник Пасхи еще продолжится, вплоть до Вознесения Господня (17 мая 2018 года). Пасха не закончилась, радость о Воскресении Христовом, о победе жизни над смертью выплескивается за стены храма — в поле, в необозримые просторы русской природы, которая с весенним ликованием приветствует все проявления любви и жизни. И Церковь поощряет это и впервые после девятинедельного перерыва начинает венчания. Почему девятинедельного? Считайте сами: венчания прекращались за неделю до Великого поста, уже на Масленицу, потом семь недель Великий пост, и после праздника Пасхи Светлая седмица — время радости, но радости духовной. И, наконец, после девятинедельной паузы, на Красную горку, венчания возобновляются. Так что сегодня свадьбы и венчания, а вот на кладбище мы поедем послезавтра, 17 апреля, на Радоницу — специальный день поминовения усопших.

Источник: rg.ru

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
Перевод сайта
Экономический календарь
26.04.2018
1 USD 61.7494 Руб +0.085
1 EUR 75.3281 Руб +0.116
1 UAH 2.3506 Руб -0.0037
1 GBP 86.1589 Руб +0.2357
Добавить сайт в закладки

© 2018 Финансы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru