05 декабря 2020      36      0

Почему кумирами школьников становятся не космонавты, а блогеры

Сколько времени школьники проводят в Сети? Почему новые кумиры детей не космонавты, а блогеры? Кто они — лидеры мнений у подростков?

«В век тотальной цифровизации, когда процессы перехода от аналоговых технологий становятся максимально быстрыми, необходимо остановиться и осмыслить те последствия, которые уже сегодня оказывают влияние на психическое развитие современных детей, — считает президент РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко. — Недавнее исследование ВЦИОМ показало, что профессия блогера пока не воспринимается как серьезная, однако интерес к ней растет в крупных городах. Мы видим, что современные дети не хотят быть космонавтами, как это было раньше. Школьники только и обсуждают блогеров. С одной стороны, любое стремление овладеть профессией похвально, но о чем говорят лидеры мнений из Сети? Сеют ли они разумное, доброе и вечное? Эти вопросы должны не просто интересовать каждого родителя, но и стать поводом для изучения той цифровой среды, в которой находятся наши дети и которая оказывает влияние на развитие системы ценностей подрастающего поколения. Необходимо уже сейчас выстроить эффективное взаимодействие с представителями блогосферы и медиаобразования, чтобы совершить переход от цифровых джунглей к цифровому обществу с цифровой моралью и цифровой этикой. Только так мы сможем обеспечить психологическое благополучие и социальную стабильность нашего общества в цифровой среде».

Дети сегодня фактически живут в Сети. Этим обеспокоены не только родители, но и ученые. Цифровая активность современных детей намного превышает показатели «экранного времени» их родителей. Ученые считают, что поколения «альфа» и «зумеров» отличают прежде всего ресурсные возможности и восприятие мира. Эти дети уже родились в эпоху тотальной цифры, когда смартфон и доступ к широкополосному интернету есть практически у каждого, а для достижения карьерного успеха совсем не обязателен переезд в крупные густонаселенные города. Вместе с тем, как отмечают специалисты, особенностью детей, рожденных после 1996 года, становится их цифровая незащищенность.

«Сегодня медиа — это уже больше, чем просто технологии, каналы, платформы, системы дистрибуции. Это особое социальное пространство, в котором проявляются свои институты, свои структуры и в котором существуют свои правила поведения и даже своя культура и, возможно, складывается своя этика, которая зачастую может отличаться от профессиональной или даже общечеловеческой», — отметила декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.

Ученые считают: запрещать — не выход, надо возглавить! Школьники должны уметь отличать фейк-ньюс от достоверной информации и освоить компетенции, помогающие выявить попытки кибербуллинга. Травля в интернете представляет не меньшую опасность, чем в реальной жизни, поэтому нужно формировать этику использования новых технологий.

Проблемы отсутствия границ и возможности контролировать распространение фейк-ньюс волнуют и немецких ученых. Они активно используют виртуальное игровое пространство для противодействия недостоверной информации. Ульрих Таузенд, референт по вопросам медиапедагогики Института медиапедагогики из Мюнхена рассказал о проекте Play Your Role. Он реализуется при поддержке Европейского Союза и содержит в себе 15 концепций мастер-классов, основанных на игровых методах, направленных против риторики ненависти в интернете.

«Необходимо рассказывать людям о риторике ненависти и объяснять, какие последствия она несет», — считает Ульрих Тузенд. — В рамках вузовского образования нужно развивать у учащихся навыки определения риторики ненависти и рассказывать о возможных способах борьбы с этой проблемой".

«Сегодня прозрачность — это основа доверия. Доверие — это новая валюта, — считает Камилла Нигматуллина, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Института „Высшая школа журналистики“ СПбГУ. — Искренность окупается, как бы прагматично это ни звучало».

Что такое блогинг для современных школьников? Для них — это способ быстрого и менее трудозатратного успеха, а повсеместная цифровизация — возможность реализовать себя в творчестве. Исследования последних лет о выборе профессии будущего показывают, что нынешние дети уверены: хобби может приносить не только удовольствие от процесса, но и монетизироваться. Поэтому дети все чаще увлекаются блогингом и мечтают быть примером для подражания миллионов подписчиков.

Общество Семья и дети Общество Наука Наука и образование МГУ им. Ломоносова

Источник: rg.ru

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
Перевод сайта
Экономический календарь
31.01.2021
1 USD 76.2527 Руб 0.0000
1 EUR 92.2963 Руб 0.0000
1 UAH 2.7094 Руб 0.0000
1 GBP 104.2832 Руб 0.0000
Добавить сайт в закладки

© 2021 Финансы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru