12 августа 2020      30      0

Какие тайны скрывают исторические павильоны ВДНХ

Под многими слоями краски реставраторы нашли на ВДНХ настоящие живописные шедевры — потолочные росписи в павильонах «Радиоэлектроника и связь» и «Микробиологическая промышленность». И фактически из руин воссоздают фонтан в форме букета из масличных растений — он не работал около 60 лет.

Какие тайны скрывают исторические павильоны ВДНХ

Как уже писала «РГ», ВДНХ начали возрождать в 2014 году. Основная цель — сделать выставку крупнейшим культурно-образовательным центром всей страны. Много эпох ВДНХ пережила вместе со всей страной: и становление великого союза, и борьбу с излишествами, и нашествие мелкой торговли. Теперь выставке возвращают историческое предназначение. Многое уже сделано к 80-летию ВДНХ.

Отреставрированы фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», созданные архитектором Константином Топуридзе. А выставочные павильоны, в свое время не раз переоборудованные в том числе и под торговлю, скрывали множество тайн. Например, в том же 2014-м нашли монументальный горельеф Евгения Вучетича, который считался утраченным в течение четырех десятилетий. Сегодня произведение восстановлено, но при этом архитектурное и живописное собрание выставки продолжает пополняться благодаря реставраторам. Хотя в основном вся территория выставки доступна горожанам, кое-какие уголки все еще огорожены. Именно там работают те, кто возвращает историческое наследие. А в таком деле важно уединение.

Какие тайны скрывают исторические павильоны ВДНХ

Как по маслу

Тридцатый павильон, куда нас провожает куратор проекта реставрации от департамента капремонта Игорь Пурынов, не самый примечательный. Он находится недалеко от «Москвариума» и пока скрыт от посетителей. Между тем именно на его территории находится один из красивейших фонтанов ВДНХ, который по большому счету превратился в руины. «Этот фонтан — символ масличных культур, — рассказывает Игорь. — Ведь изначально павильон, к которому он относится, как раз и был посвящен этой отрасли». Фонтан начали строить в 1939-м, а открыли только в 1954-м. Если по габаритам он уступает и «Дружбе народов», и «Каменному цветку», то по эстетической привлекательности — нисколько. Все декоративные элементы фонтана были сделаны из керамики и покрыты глазурью, привлекательность давал перламутровый отлив. Венчала произведение фонтанного искусства верхняя чаша в форме цветка подсолнуха. Но просуществовал фонтан недолго. К тому моменту, когда на ВДНХ пришли реставраторы, от него почти ничего не осталось. Верхней чаши-подсолнуха уже вовсе не было, керамика покрылась трещинами. Авторский замысел приходилось восстанавливать по сохранившимся фрагментам и архивным материалам. Когда восстанавливаешь керамику сталинского времени, очень трудно «попасть» точь-в-точь: технологии обжига существенно изменились. Чтобы придать перламутровый блеск, использовали специальное вещество — люстр. Обработанные керамические детали нумеруют и по этим номерам укладывают на конструкции фонтана — это «примерка» перед финальной стадией работ, которые должны завершиться в этом году.

Уже в этом году мы увидим уникальный фонтан, который «молчал» около 60 лет

Этот фонтан вернется из небытия вместе с павильоном N 30, рядом с которым он находится. Многим павильон известен под названием «Микробиологическая промышленность», но исторически это были «Масличные культуры». Павильон уникальный — сделан из дерева, таких осталось мало. Одна из главных задач реставраторов — обработка для пожарной безопасности. И конечно, эксперты восстанавливают потолочную живопись. «Орнамент здесь необычный, на потолке изображен весь цикл цветения льна», — рассказывает художник Мария Иванова. Роспись была скрыта под слоем краски, и реставраторам приходилось подбирать смывку. Аккуратно, тампонами, небольшими участками раскрывали произведение. К одному и тому же участку мастерам порой приходится возвращаться по четыре раза.

С Поволжьем на связи

Результат оправдывает трудозатраты. Это видно по павильону N 15 «Радиоэлектроника и связь» (историческое название — «Поволжье»). Как и в случае с «Масличными культурами», ему стараются вернуть первоначальный вид. Залы были посвящены мотивам из жизни Саратовской, Куйбышевской, Ульяновской областей и всего хлебосольного края — Поволжья. Оригиналы живописных работ, которые некогда украшали потолок, реставраторы нашли на старых открытках. Сейчас «маэстро» полностью открыли потолок в зале Саратовской области. Крестьяне с гармоникой, люди в грузовике, комбайнер — все посвящено уборке урожая. Изображение обрамляет лепной орнамент, который тоже восстанавливают. Как добавляет Пурынов, в павильоне работает мастерская, где воссоздают утраченный лепной декор. Например, гипсовый сноп был развален почти полностью, от него осталась лишь четверть. Остальное доделывают, сверяясь с историческим оригиналом. Вернуть форму помогают гипсовые слепки. Мелкие детали снопа прорезают исключительно вручную. А под самым потолком в зале Сталинградской области находится его центральный элемент — купол с зенитным фонарем. Такие были во многих павильонах. Это было необходимо для естественного освещения. Павильоны строились для использования только в теплое время года, и зенитные фонари были оптимальны. Сейчас все делается с расчетом на круглогодичное использование. Поэтому павильон оснастят всеми современными инженерными системами, а сам фонарь будет с искусственным светом. Все реставрационные работы в «Поволжье» рассчитывают закончить в первом квартале 2021 года. И тогда жители всей страны смогут увидеть павильон почти таким же, каким он был в 1954-м.

Какие тайны скрывают исторические павильоны ВДНХ В регионах Общество История Культура Арт Архитектура Филиалы РГ Столица ЦФО Москва

Источник: rg.ru

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
Перевод сайта
Экономический календарь
10.05.2020
1 USD 73.8725 Руб 0.0000
1 EUR 80.0039 Руб 0.0000
1 UAH 2.7545 Руб 0.0000
1 GBP 91.5059 Руб 0.0000
Добавить сайт в закладки

© 2020 Финансы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru