18 мая 2018      58      0

Как мусульмане «отбирают» ислам у радикалов

Жители двух татарских деревень Нижнекамского района - Кзыл Яр и Клятле - пошли наперекор вековым устоям. Они попросили уехать гостей - проповедников «правильного» ислама из Средней Азии. «Но мы купили молельный дом», - удивились те. «Мы его выкупим», - настаивали местные мусульмане. Это был их ответ на то, что с приходом проповедников молодежь района потянулась на Ближний Восток - кто на учебу в медресе, хотя своих хватает, кто на войну в Сирию.

Как мусульмане "отбирают" ислам у радикалов

Гости съехали. Ведь хозяева обозначили особенности нового "прифронтового" противостояния.

Как избавиться от радикала

— Новая данность такова, — считает руководитель Центра исламоведческих исследований АН Татарстана Ринат Патеев, — что, с одной стороны, мода на "правильный" ислам из "светлого" далека проходит. В условиях открытости границ люди видят разницу между исламом и карикатурой на него. С другой стороны, информационное общество стремительно развивает высокие технологии. Стремительность имеет издержки — сети дают возможность для распространения радикальных взглядов в виртуальном пространстве, что создает систему угроз. Тут надо признать: радикализм и экстремизм нельзя победить навсегда, их надо побеждать регулярно и терпеливо. Системно.

Проявлением начала системного противостояния и стало "прифронтовое" мышление жителей двух татарских деревень Нижнекамского района.

Однако традиционность мусульманских сообществ оборачивается их медлительностью. Например, выставить гостя, даже если он экстремист, считается "не по-мусульмански". Как итог, по данным Антитеррористического центра СНГ, свыше 6 тысяч граждан СНГ завербованы в террористическую организацию ИГИЛ-ДАИШ (запрещена в России. - Прим. ред.) как боевики и еще примерно 3-4 тысячи членов их семей - детей, жен, братьев и сестер.

Как не попасть в "земной рай"

— Радикализм молодеет, — признает Геворг Минасян, старший инспектор Антитеррористического центра СНГ. — Его средний возраст уже не 27 лет, как в 2010—2012 годах, а 23 года, нижний порог не 17-18 лет, а 12-13 лет. Меняются и формы вербовки. Раньше вербовщики охотились за студентами, связанными с военным делом и добычей нефти (химики, военные, медики). Сегодня в группе риска школьники — те, что страдают от неразделенной любви, преследования одноклассников или кто критикует в сетях политику своих государств.

Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в группе риска школьники от 12 лет

Ответом вербовщикам, меняющим тактику, стала электронная книга "Страшная сказка ДАИШ". Она дает рекомендации близким и родным, как уводить детей от ловцов душ. Написанная в формате молодежных "речовок" ИГИЛ-ДАИШ (запрещена в России. - Прим. ред.), книга едко издевается над "земным раем" ИГИЛ (запрещена в России. - Прим. ред.). Любая "речовка" - "Жизнь боевика ДАИШ (запрещена в России. - Прим. ред.) рассчитана на два месяца" или "Не сметь называть стадо террористов исламским государством" - обосновывается цифрами и фактами. Книга - кость в горле для негативных активистов социальных сетей и мессенджеров на арабском языке.

Как не отдать ислам радикалам

В ответ экстремисты опять меняют тактику. Пять лет назад возрастной ценз пользования сетями начинался с девяти лет. С 2015 года - с шести лет. То есть период обучения чтению и письму - это еще и период другой "учебы": через игры в сетях дети привыкают к тому, что онлайн-смерть условна, а жизнь легко "перезагрузить", что девальвирует смерть в глазах детей. Чем и пользуются вербовщики.

— Спасает секулярное образование, — делится опытом депутат Госсовета Татарстана Римзиль Валеев. — Надо смелее соединять образование с воспитанием, в том числе воскресное религиозное образование и интернет. Мы объясняем детям, что как реальность не виртуальна, так и сеть не анонимна. Кстати, в Татарстане и на Кавказе, где дети ходят в мечеть и воскресные исламские школы, не фиксируется подростковая жестокость, когда девочки убивают девочек или мальчики истязают брата по вере. Это подсказка — воспитание через религию. Боязнь Бога дает табу на убийство, табу на суицид. И это еще подсказка — зачем изучать традиционные религии в школе.

Правда, опыт "утечки умов" научил Татарстан тому, как важно религию учить дома, что еще один элемент перезагрузки противостояния радикалам.

— Наш подход — прежде, чем получать богословские знания за рубежом, сначала надо овладеть азами ислама дома, что дает прививку от сектантства, — говорит первый заместитель Духовного управления мусульман России Рушан Аббясов.

Так прифронтовое противостояние умов научило мусульман пяти составляющим, как "отобрать" ислам у радикалов, — это игра на опережение в образовании, законодательстве, религии, информационной политике и экономике. Их взаимосвязь и дает желание людей противостоять попыткам искажения их мышления.

Источник: rg.ru

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
Перевод сайта
Экономический календарь
17.11.2018
1 USD 65.9931 Руб -0.6228
1 EUR 74.9022 Руб -0.6336
1 UAH 2.379 Руб -0.0199
1 GBP 84.6296 Руб -1.8378
Добавить сайт в закладки

© 2018 Финансы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru