24 октября 2021      16      0

Дипфейк откроет новые просторы для покорения псевдореальности

Представьте себе: вечер пятницы, домашний уют, монотонно говорящий прямоугольник телевизора. Ничего не предвещает беды, и вдруг на экране возникает Чаплин, играющий в цветном кино, неуклюже спотыкающийся на улицах современного мегаполиса и удивленно озирающийся по сторонам: «Как я сюда попал?!»

Дипфейк откроет новые просторы для покорения псевдореальности

Вы не верите своим глазам и думаете о том, какого мастерства достигли гримеры, а потом завороженно наблюдаете за приключениями бродяги Чарли, даже не догадываясь, что перед вами — творение нейросети.

Если классическая буффонада прошлого века не приходится по вкусу, то есть более близкий пример: Том Круз играет на гитаре для миллионной аудитории и активно ведет аккаунт в социальной сети TikTok, а в это время канадский певец Джастин Бибер записывает видео, где ревностно советует актеру подучить азы перебора струн. И кажется, что ничего необычного здесь нет. Вот только "Том Круз" из TikTok ненастоящий. А Джастин Бибер, ехидно прокомментировав игру фальшивого актера, сам стал объектом насмешек. Резонный вопрос: если Том Круз выше ненастоящий, тогда какой? Он, что называется, дипфейкнутый — иными словами, созданный искусственным интеллектом. Важно заметить: человек, который представляется всемирно известным актером, вполне реальный.

Чтобы не запутаться окончательно, разберем пошагово процесс создания дипфейк-видео, а в качестве подопытного возьмем того же "Тома Круза". Какой-то парень придумывает идею для нового ролика, создает контекст ситуации, в которой мог бы оказаться актер. Отсняв материал, блогер садится за компьютер, запускает самую богатую на портреты людей библиотеку DeepFaceLab, и тут начинается технологическое чудо: так называемая генеративно-состязательная сеть анализирует колоссальное количество изображений требуемого лица и постепенно заменяет оригинального героя видео новым персонажем. Причем программный алгоритм формально пытается обмануть самого себя: одна его часть создает картинку, а другая — постоянно недовольна и указывает на недостатки, которые нужно исправить. Этот процесс напоминает кропотливое сотрудничество вечно критикующего редактора и несогласного писателя: второй норовит выдать трехстраничный талмуд, а первый зачеркивает целые пассажи и затем ждет исправленного варианта. Цель простая — принести идеальный текст и наконец издать книгу. В нашем случае — обмануть вторую часть алгоритма, когда та не сможет отличить искусственно сгенерированное лицо от настоящего.

Дипфейк откроет новые просторы для покорения псевдореальности

Но что на самом деле представляет собой технология deepfake? На первый взгляд все до смешного безобидно: "Том Круз" удивляет два миллиона подписчиков различными забавами, "Джим Керри" пробует себя в "Сиянии", а "Брюс Уиллис" рекламирует преимущества "МегаФона". Однако дипфейк-медаль стремительно открывает другую сторону, и цифровое общество видит вполне здорового "Олега Тинькова", призывающего открыть инвестиционный счет, за что пользователи получат определенные бонусы. Видео оказалось мошенническим, а личные данные доверчивых людей попали в руки злоумышленников. Дипфейк буквально стирает грань между реальностью и цифровым миром: эта технология интегрируется в повседневную жизнь, усиливая эффект так называемого феномена постправды — сегодняшней эпохи, когда фактология и достоверность отходят на второй план, уступая место эмоциональному заискиванию перед пользователями. Теперь важно не преподнести проверенную информацию — важно апеллировать к рефлексам людей, к их личным убеждениям и взглядам, и тогда объективное восприятие теряет свое значение и проигрывает манипуляциям, сознательному обману. Иными словами, если раньше цифровой абрис четко очерчивался, то сегодня мир все сильнее спаивается с интернет-пространством — и, как следствие, отличить истину от лжи становится все сложнее. Примечательнее всего то, что в эпоху постправды активно строится псевдореальность, в конструировании которой решающую роль играет дипфейк.

Последствия цифровизации: факты — ничто, эмоции — все

В осмысливании полученной информации ratio (от лат. "разум") больше не учитывается — первую скрипку теперь играет emotio (от лат. "потрясаю, волную"). Здесь как нельзя лучше подойдут слова немецкого философа Ницше: "Если ты долго смотришь в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя". Только нужно заменить "бездну" на "псевдореальность", и тогда получается вполне цельная картина: создавая цифровое пространство, люди, сами того не подозревая, позволили ему управлять их мышлением. Заходя в диджитал, пользователь на подсознательном уровне понимает опасность быть обманутым или видит возможность обмануть — от этого азарт пребывания в интернет-мире лишь увеличивается, а вседозволенность и безнаказанность подпитывают самое низменное, что может быть в человеке.

Конечно, не все так плохо: дипфейк как явление будущего открывает новые просторы для покорения. И в этом смысле потенциал технологии безграничен: на уроках в школах станет гораздо интереснее, потому что вести их будут исторические личности; киноиндустрия сможет "воскрешать" звездные иконы прошлого или привлекать актеров без их физического участия, отсюда — экономия финансов и увеличенная оперативность съемок.

Но нерешенной остается проблема правового рельефа нынешнего дипфейк-ландшафта, и пока вводятся лишь запретные меры.Так, в Колорадо действует уголовная ответственность за применение дипфейка в политической рекламе, в то время как в Китае в каждое видео подобного рода пользователь обязан вставлять соответствующий дисклеймер. Тем не менее правовое регулирование остального дипфейк-контента остается размытым. Том Круз, безусловно, может подать в суд на своего двойника, обосновывая это оскорблением собственного достоинства, но в таком случае он вряд ли выиграет дело: ведь с формальной точки зрения используется не изображение актера — дипфейк воссоздает его и получает уникальный продукт, который так или иначе отличается от оригинала.

Да и в принципе: нужно ли разрабатывать эти правовые лекала так тщательно, если, конечно, речь идет о контенте, цель которого — развлекать, пародировать и просто вызывать смех? Думаю, что Том Круз ответил для себя на этот вопрос лаконичным "нет", а потом подписался на свою копию — просто чтобы иногда был повод лишний раз улыбнуться.

В конце концов история достижений человечества неоднозначна: электричество открыло новую эпоху и при этом подарило миру своеобразный вид казни; атомная энергия обеспечила огромное количество людей постоянными теплом и светом, а вдобавок — смертоносным оружием. По этой причине дипфейк — это современные реалии, не принимать которые бессмысленно. Остается надеяться, что будет выбрана дорога, которая учтет ошибки прошлого, и дипфейк в руках человека будет рождать больше творений наподобие Илона Маска, неожиданно ставшего солистом группы "Земляне", и ожившего Сальвадора Дали, рассказывающего посетителям посвященной ему выставки о своей жизни и творчестве. Такая реальность мне точно по душе. А вам?

Общество СМИ и соцсети

Источник: rg.ru

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
Перевод сайта
Экономический календарь
31.01.2021
1 USD 76.2527 Руб 0.0000
1 EUR 92.2963 Руб 0.0000
1 UAH 2.7094 Руб 0.0000
1 GBP 104.2832 Руб 0.0000
Добавить сайт в закладки

© 2021 Финансы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru